Готовлюсь к краш-тесту бескаркасных автокресел, первый шаг пути

 

Ya_i_chelОбъявляю начало подготовки к новому краш-тесту.
Краткая предыстория: Пару месяцев я опубликовал статью про так называемые бескаркасные детские автокресла. Она вызвала живейший отклик, в первую очередь, от одного из производителей такой продукции. Меня, как водится, обвинили в заказном характере статьи, а также много чем еще. А дальше предложили испытать продукцию данного производителя, которая по его словам очень выгодно отличается от гадких конкурентов. В общем-то оппоненту удалось меня подзавести (вроде не такой уже молодой, а все равно, получается, азартный) и я согласился.

Потом правда, пожалел, поскольку ситуация сложилась странная. Как выяснилось в результате общения в комментариях к статье, несмотря на многочисленные заявления про безопасность продукции, создатель ее нигде и никак не испытывал. В классическом понимании, конечно, нормальным краш-тестом, как положено испытывать детские автокресла. При этом, продукт продается, как новое уникальное детское удерживающее устройство от 9 до 36 кг (т.е. группа 1-2-3). А нормальный краш-тест, оказывается, стоит дорого, поэтому он обязательно его проведет и даже подал заявку в НАМИ, но как-нибудь попозже. Вот такой вот подход к производству средств детской безопасности...
Вот мне и стало непонятно, с какого перепуга люди выпускают без тестов то, что должно защищать ребенка, а я вдруг должен за них тестировать их продукцию ). Но как бы отступать уже было поздно, за язык меня никто не тянул (почти). Я отругал себя за чересчур бурную реакцию, смирился с потерями и начал наводить справки по всем доступным каналом на предмет организации такого теста.

Далее буду писать здесь все события, связанные с моей попыткой организации такого теста.

Первое, что мне очень НЕ хотелось делать, это тест в стиле любительских передач. Когда что-то яростно дергают руками или гоняют на машине с какой-нибудь куклой в кресле. Результаты такого “теста” могут быть даже наглядными, но ничего не будут стоить. Значит, надо пробиваться на одну из существующих сертифицированных лабораторий.

ADAC_CAR ADAC_RatzekБыла версия попроситься на ADAC (они проводят и коммерческие тесты), это был бы пожалуй, идеальный вариант, но цена такого варианта зашкаливала. В 2011 году, когда мы встречались с заведующим испытаниями ADAC Андреасом Рацеком, его спрашивали о цене одного удара, он озвучивал  ~1000 евро. Но не был уверен и предлагал уточнить в коммерческом отделе. Все остальные источники называли мне куда большие суммы. К этому надо добавить дорогу, проживание, и т.д. и т.п. Кроме того, результаты коммерческих испытаний ADAC, как правило, запрещено публиковать. И насколько было бы возможно обойти этот запрет – большой вопрос.


romer_inside romer_outsideПопытаться напроситься в лабораторию к Romer?
 Возможно, и удалось бы. Но в результате будет очередная порция обвинений, что это заинтересованная организация. Довод, что это лаборатория, имеющая право самостоятельно сертифицировать на соответствие ECE R44-04 и существование продаваемых у нас бескаркасных автокресел не факт, что им вообще интересно, вряд ли сработал бы.

Следующая идея оказалась гораздо ближе. ФГУП “НАМИ” и их Дмитровский полигон.

В идее масса плюсов,
– они рядом
– это одна из 2 организаций в России, которая вообще имеет оборудование для проведения таких тестов (вторая на ВАЗе).
– это единственная в России организация, официально имеющая право публиковать сообщение о соответствии ECE R44-04. В интернет можно встретить упоминание, что их оборудование позволяет проводить испытания только по ECE R44-03. Так вот, эта информация устарела. Буковки E22 (22 – это код России) можно получить у них, и только у них. Да и на соответствие техническому регламенту ТС могут тестировать у нас только они. Сертификаты, выданные не ими, либо не на основе их протоколов испытаний в принципе, липа (речь конечно не о ввозимых удерживающих устройствах, имеющих одобрение европейских лабораторий с официальным сообщением от них). Просто сертифицирующих организаций у нас в десятки раз больше, чем катапульт, такой во парадокс 🙂  А на соответствие ECE R44-04, техрегламенту ТС и уже не действующему, на самом деле, ГОСТ Р41.44-2005 любят ссылаться в рекламе поставщики альтернативной продукции.
– там работают в принципе независимые ни от кого инженеры, которым глубоко все равно на интересы что продавцов, что производителей. Поскольку оплата идет за запуск тележки, обработку и выдачу результата, а что там с ним делает заказчик – им по сути, дела нет. Стоимость запуска от того, что на тележке, не зависит. Хоть сам производитель. Поэтому есть шанс просто получить и выложить их официальное заключение. Чтобы не было никакого субъективного момента моего личного отношения к таким удерживающим устройствам. Тем более, что я в личной переписке с разработчиком бескаркасника обещал справедливое заключение, так пусть оно будет вообще не от меня, какое бы оно ни было.

Есть и минусы:
– опять, же цена... проведение одного!! испытания с одним ударом и одним манекеном стоит более 100 000 рублей. Что-то дороговато за тест чужого изделия… Я вообще не сильно жадный, но как-то для меня это весьма серьезные деньги, которые можно и на собственную семью, например, потратить. Хотя цель очень важная, но опять, почему не разработчик платит за банкет, а только получает прибыль?!
– не будет бокового теста. Ну это лирика, ни в одной лаборатории мне не дали бы его провести с таким устройством. Так как боковой защиты в нем не предусмотрено в принципе, это бессмысленное занятие, чреватое гибелью манекена стоимостью 60-80 тыс. евро.
– испытания по методике ECE R44, по большому счету, это минимальные испытания на право в принципе называться детским удерживающим устройством. Его успешно проходят даже бустеры.
Но с другой стороны – это справедливо. Пусть хотя бы докажет, что не хуже, чем бустер за такую же цену, если сможет. Мне, в конечном итоге, интересно организовать именно никак независимое от меня тестирование в нормальных, не самых жестких условиях.

В общем, я решил двигаться в этом направлении.

И тут мне повезло. Оказалось, что в НАМИ, где тестировалось много адаптеров ремня безопасности (все без исключения провалили тест), ни разу не тестировали бескаркасные автокресла, в которых бы было крепление штатным ремнем.
А значит, такой тест им самим, как специалистам, интересен. Денис Загарин, заместитель генерального директора ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», директор Центра испытаний (Дмитровский автополигон), президент Ассоциации автомобильных инженеров, эксперт Всемирного форума ООН по согласованию требований к конструкции автотранспортных средств, пригласил меня встретиться с ним и обсудить возможное проведение краш-теста. Причем, понимая что мне с этой истории точно одни убытки, а вопрос важный, поскольку огромное число не проверенных устройств используется для перевозки детей, мне заранее согласились пойти на встречу в финансовом плане… Это вселило в меня некоторый оптимизм, хотя и не добавило конкретики.

Итак, первое посещение испытательного центра НАМИ (поселок Автополигон, Дмитровский район, Московская область):

IMG_6136 (1280x853) IMG_6135 (1280x853)

Что интересно, я был в Ланцберге в лаборатории ADAC, был в Ульме в испытательном центре Britax-Romer, но ни разу не был на Дмитровском автополигоне.

poligonIMG_6139 (1280x853) IMG_6141 (1280x853)А между тем, это место, где ежедневно проходит огромное количество всевозможных испытаний. Там же расположен единственный в России сертифицированный автомобильный трек для испытания всех видов автомобилей.

На стоянке ожидали своей незавидно участи подопытных кроликов машины с заклеенными частями тела.

 

загаринTatarinov Собственно, встречались со мной непосредственно Денис Загарин и Алексей Татаринов, который и проводит непосредственно краш-тесты детских автокресел.

Я еще раз повторил свою и историю, меня познакомили в целом, с направлениями деятельности и историей испытательного центра НАМИ. Очень интересная организация, в которой ведется много очень серьезной важной работы. Но к теме статьи не относится. Также получил ответы на ряд интересовавших меня конкретно по теме моих баранов вопросов.

В принципе, ответы были ожидаемые и не сильно отличались от того, что я писал в своей статье про бескаркасники

(текст вопросов-ответов примерный, стенограмму я не вел и пишу по памяти):

Вопрос – Могут ли бескаркасные автокресла соответствовать ECE R44-04, ГОСТ 41-44?

Ответ – Никакое соответствие этих устройств ECE R44-04 не возможно в принципе. (примечание – ссылки на положения ECE R, которые я приводил, это только часть принципиальных несовместимостей). А с 1 января 2015 года все детские кресла, продаваемые в нашей стране, должны соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза, в котором приведена ссылка на Правило ECE R44/04. Так что и ему они соответствовать также не могут в принципе.

Вопрос – Проводились ли какие либо сертификационные испытания бескаркасных автокресел в России по аналогии с автокреслами обычными?

Ответ – Поскольку они не могут соответствовать в принципе требованиям технического регламента, то нормально получить такой сертификат они никак не могли. Тем не менее, с нами связывались ряд производителей таких устройств. Потенциально мы могли провести испытания по стандартной методике без выдачи сертификата. Но после объяснения, как проходит тест и малой вероятности того, что их устройства соответствуют требованиям по защите детей, все они пропадали.

Вопрос – Но на сайтах этих производителей есть сертификаты соответствия?

Ответ – У нас в порядка 70 организаций имеют право выдавать сертификат. А катапульты всего 2. Такой вот парадокс. Испытаний нет, а сертификаты есть. В случае с импортными креслами, правда, можно получить на основании сообщения от европейской сертифицированной лаборатории и их протоколам испытаний. Но это точно не тот случай.

Вопрос – А что насчет ECE R44-04 (44-03) на соответствие которому они часто ссылаются? Кто может в России выдавать такое соответствие?

Ответ – Издавать такое сообщение имеем право в России только мы. Но мы этого не делали.

Вопрос – как вообще дела с безопасностью альтернативных детских удерживающих устройств?

Ответ – все подобные устройства, а тех же “адаптеров ремня безопасности” (а это, его своеобразная разновидность, по сути, раз крепят штатным ремнем), например, мы тестировали множество, очень опасны. Конкретно такую конструкцию, какую предлагаете протестировать сейчас, мы не тестировали. А раз они активно продаются и потенциально представляют из себя опасность для детей – это важно сделать.

Ну и собственно, по интересующему меня тесту, учитывая его социальную направленность и отсутствие каких либо финансовых интересов в результате с моей стороны мне предложили уникальные условия, провести тест за символическую плату. Просто оплатить электричество и часы работы эксперта.
Вернее, разрешили провести даже целых 2 удара, прихватив еще какое-нибудь устройство. Так что, помимо продукции Максима, писавшего комментарии к моей статье, прихвачу еще что-нибудь. Все же его бескаркасник, хоть и “самый лучший” по его утверждениям, но не самый популярный.

Правда возникла некоторая проблема. Тесты проводятся по всем правилам и крепление должно осуществляться по всем правилам тех. регламента. А оно не подразумевает крепление внутренней упряжью с несколькими застежками и штатным ремнем. Требования безопасности подразумевают, что ребенка должна быть возможность освободить с помощью одной застежки. На случай пожара/переворота/вынимания из салона при тяжелом ДТП и т.д. Поэтому протестировать в полном соответствии с правилами возможности нет, тогда бы пришлось крепить частично. Сошлись на том, что считаем это чем-то вроде потребительского теста, когда крепление производится по инструкции производителя, а результаты оцениваются, как правильно.

Таким образом, теперь начинаем готовиться к самому испытанию. Дело это не быстрое в том плане, что благотворительное, по сути, испытание будет проводиться в момент, когда будет свободно оборудование и эксперт НАМИ от плановых работ.

Я не знаю, какие будут результаты тестов, но учитывая, что они будут проводиться по обычной стандартной методике ECE R44-04, у участников есть бесплатный шанс доказать, что они хотя бы в области непосредственно защиты не уступают хотя бы приличному бустеру. Правда благодарности за такой шанс не жду :).

В следующей статье уже опишу мою следующую поездку на полигон, и примерку тестового образца. Это требуется для подготовки непосредственно к испытанию. Также, совместно с специалистами НАМИ попробую предсказать, что именно мы увидим в реальном испытании. Посмотрим, насколько окажемся правы или не правы. Надеюсь, ничего не сорвется и все получится организовать. Продолжение следует!

UPDATE 21.10.2015. Краш-тест бескаркасных автокресел состоялся, результаты и комментарии в новой статье статье >>

Олег Нурмиев
Олег Нурмиев

Уже 4 года с
Вами )